Вячеслав Данилов

(no subject)

"Ильенков" Рожкова в стилистике "Отдела" Архангельского старательно обходит острые углы и тщательно воспроизводит интеллигентские мифы.

О том, как тогда пили - ни слова, о личной жизни его - только хорошее. Да и самоубийство философа списано на долгосрочные последствия глобального 68-го.

Или вот эпизоды о знаменитой травле Ильенкова на родном факультете. Вот, понимаете ли, обидели молодого талантливого, растоптали ростки нового, стерли в труху набухшие почки мысли, в результате чего... Ильенков попадает в ИФ РАН. То есть, по сути, идет на повышение. Всем бы такую травлю!

Знаменитая история дискуссии о природе идеального не упоминается вообще. И понятно, почему. Ильенков показан внутренним диссидентом, что конечно, верно, который боролся с обуржуазившимся начальством и его позитивистскими установками. И, разумеется, проигравшим. В этом контексте позитивист Дубровский - оппонент Ильенкова - выглядит ни много ни мало как какой-то капо, предатель. Философская сущность спора стирается в пользу интеллигентской политики. Но вот ведь в чем вся штука - как известно, победителем в дискуссии считается именно Ильенков, а не "коллаборант" Дубровский. А ведь победи тогда Дубровский, фактически Чалмерс за полвека до Чалмерса, неизвестно, куда бы повернула история советской философии.

Время показало правоту Дубровского, а Ильенков оказался всюду неправ. Ни в диалектике, ни в теории сознания, ни в работе со слепоглухонемыми, ни в утопических фантазиях о космической победе пролетарской революции. Кстати, странно, что фигуру Ильенкова как правило обходят, когда пишут историю русского космизма. Я вот считаю, что он - и еще Леонид Брежнев - были последними русскими космистами, незаслуженно забытыми.



Сегодня еще один сеанс, в 23.00. Все-таки рекомендую, поскольку показали много всяких интересных фотографий Ильенкова, которых в сети и книжках нет. А также небольшие интервью с дочерью и женой.
Вячеслав Данилов

(no subject)

Вчера на презентации "Каннибальской метафизики" Де Кастро рассказали про то, чем шаман отличается от жреца. Оказывается, шаман приносит в жертву себя, а жрец - кого-нибудь другого. В этой конструкции не хватает третьего элемента - того, кто приносит в жертву себя-как-другого. И это, разумеется, будет бог.

Шаман является априори жертвой, поскольку он - дипломат для работы с духами, которые если что не так, могут его забрать в плен. Как татары Александра Невского. Шаман - это Гагарин, которого генсек Хрущев с помощью Королева отправил за пределы Земли как сына человечества.

Пространство русской культуры - это место заместителей. Господа - они все в Европах, а здесь их места блюстители и интерпретаторы. Вот француз Рикер, его замещает Вдовина. Она едина в трех лицах - шамана-переводчика, редактора-жреца и бога-импортера, обеспечивающего связь потустороннего мира с миром грешников или ее отсутствие. Рабинович поет Битлз. Мы этого достойны.

Но время титанов возрождения, то есть единых в трех ипостасях заместителей классиков, уходит, наступает эпоха просвещения. Русское просвещение разлагает троицу культурной коммуникации на вектора. Вот переводчик, он из шаманов превращается в жертву - буквально теряясь в переводе. Вот жрец, он курит в сторонке, уходя от все дальше перевода в сторону "редактора вообще". А вот бог-издатель, который вообще ни при чем, хотя продолжает извлекать из потустороннего мира (собственно, чем иным было символическое пространство европейской цивилизации по Мамардашвили как не спецхраном?) диковинки на потеху публике (а издательские серии можно составлять буквально исходя из соображений вкуса). Причем извлекать так, что эти диковинки оказываются самим фактом изъятия уже нейтрализованными репрезентаторами "от культур", которые функционируют как невинные фетиши-барабашки, с которыми в принципе можно наладить какую-то связь, только совершенно не ясно, зачем.

Вчерашнее шоу в библиотеке Некрасова выглядело попыткой собрать из присутствующих шамана, жреца и бога коммуникативную машину - проектор, который бы кряхтя и запинаясь, но вывел бы пораженной публике на экран самого Де Кастро (очевидно, что никакой скайп тут уже не поможет). Однако деструкция мира заместителей зашла настолько далеко, что еще толком не собранный аппарат уже дал короткое замыкание и вместо коммуникации со зрителем начал подавать недекодируемые, как на сломавшихся светодиодных табло рейсовых автобусов, знаки самому себе.

Вячеслав Данилов

Расписание интеллектуальных событий на неделю

Нонфикшен вроде как все, а интеллектуалы никак не угомонятся. На неделе целая куча событий, причем многие состоятся одновременно, что, немного бы меня лично печалило, если я и так на них не попадал из-за безумного расписания пар в этом семестре.

Впрочем, все по порядку.

4 декабря, понедельник
• Москва: Экспертная дискуссия "Дилеммы в сфере управления киберпространством" (Дискуссионная площадка клуба "Валдай"). Модной темой занялись и респектабельные эксперты.
• Москва: Презентация книги Дарьи Мальцевой "Сетевой подход в социологии: генезис идей и применение" (ВШЭ). Странно, что на самом сайте ВШЭ объявления нет, а нашел я его по ссылке Социологоса.
• Москва: Лекция Дэниэла Трейсмана "Демократия по ошибке" (ВШЭ). Это про то, что две трети случаев успешного демократического транзита были непосредственно спровоцированы грубейшими ошибками авторитарных режимов.
• Москва: Дискуссия "Сериалы "Демон революции", "Троцкий" и "Крылья империи" глазами историков и кинокритиков" (Сахаровский центр). Веселуха. Состоявшийся нон-фикшен прошел в трогательной атмосфере единства белогвардейцев и пархомбюро. Здесь что-то похожее намечается.
• Москва: Лекция Елены Трубиной "Урбанизм санкций" (Медиалофт РАНХиГС). Елена расскажет кое-что о том, как города справляются с кризисами.
• Москва: Конференция "Философия в XXI веке: стратегии философского поиска" (МГУ). Даже на факультетскую конференцию я не попадаю по банальной причине занятости по подготовке к своей лекции во вторник.

5 декабря, вторник
• Москва: Открытое выступление журналиста и писателя Владимира Познера в рамках курса "Телевизионная журналистика" (МГИМО). Специфическое развлечение для фанатов.
• Москва: Презентация обновленной базы данных Международного общества "Мемориал" "Жертвы политического террора в СССР".
• Москва: X Международная научная конференция "Уроки Октября и практики советской системы. 1920- 1950 годы" (до 7.12). Немножко борьбы со сталинизмом.
• Москва: Лекция политического консультанта Игоря Минтусова (МГУ). И еще трех его коллег. Темы почему-то в объявлении не уточнялись.
• Москва: Пресс-конференция, посвященная фильму "Оболганный государь. Правда о последнем русском царе" (РИАН). Тоже веселуха.
• Москва: Лекция Томаса Шмидт-Лукса "Пространства отдельного права: проблема плюрализации правопорядка в эпоху модерна" (ВШЭ). Это про то, что в конституционном дизайне государств модерна сохранялись реликты городского права.
• Москва: Встреча с Людмилой Улицкой "Чтение как подвиг" (ВГБИЛ). Вы читаете это? Это подвиг! Жду, когда Улитская понесет цветы к могиле неизвестного читателя.
• Москва: Презентация книги Оксаны Тимофеевой "История животных". Это уже русское издание книги, а лет пять назад Оксана представляла английское. К книге написал предисловие сам Жижек, в котором очень хвалит Платонова. Кстати, питерские радфемки отчего-то друг увлеклись чтением последнего. То ли это у них результат удивительного знакомства с русским космизмом – после Гройса, то ли еще чего-то. Забавно, как люди "открывают для себя" традиционные объекты рефлексии отечественных интеллектуалов прежних поколений и делают это с таким апломбом, будто до них никого не было. Путешественник Конюхов посреди автобана. В случае с Платоновым – например, как будто не было здоровенной книги Подороги. Я уж молчу о длиннющей и богатой истории филологических прочтений – всех этих "платоновских сборников" и даже лекции великого переводчика Голышева о языке и мире Платонова.
• Москва: Объявление лауреата литературной премии "Русский Букер". А там есть что-то интеллектуальное в шорт-листе? Или опять Улицкая?
• Москва: Лекция Сергея Лукашевского "Правозащитное движение в СССР: истоки, зарождение и основные вехи его истории" (Сахаровский центр). Похрустим, покаемся.
• Москва: Лекция Марины Эрлих "Cексуальное использование детей: как это происходит" (Сахаровский центр). Название лекции немного двусмысленное.
• Москва: Дискуссия о новой антропологии и презентация перевода книги Де Кастро "Каннибальская метафизика" (Библиотека Некрасова). Главное событие вечера, куда я из-за пары о Подороге не попаду точно. В последнее время стало комильфо представлять широкой публике русские переводы книг и не звать на презентации переводчика. Уж не знаю, с чем связана такая "диктатура" редактора и издателя. Возможно, мы наблюдаем переворот в культурной иерархии – переводчик окончательно превращается в придаток машины, выводя на свет фигуры "куратора", как их называет Кирилл Мартынов – того, кто предъявляет культурный продукт face-to-face. И ничего, что "куратор" в целом не имеет никакого отношения к переводимому, автору или публике – он новый агент новой реальности, где важнее менеджеры потребления, нежели производства. В принципе, это логичная эволюция отечественных практик культурной репрезентации: когда-то для того, чтобы быть в России "отвечающим за философа Х или писателя Y", нужно сделать символический взнос в виде перевода или хотя бы редактуры книги. Теперь не нужно даже этого.
• Москва: Дискуссия Елены Трубиной и Лео Рубинфайна "Память и мобильность: разнообразие мнемонических практик глобализованного индивида" (ГЦСИ). Значочки, кружечки, сувенирочка - любимая тема завхозов "Единой России" и Елены. Помню лет пять назад кто-то ее привел на "Энфилд" и она обалдела от ассортимента сувенирно-мемориальной продукции, которую предлагает фк "Ливерпуль". С тех пор она и подсела на тему.
• Москва: Лекция Гюнеса Гокмена "Война и изменение благосостояния граждан: российско-грузинский конфликт как естественный эксперимент" (ВШЭ). Мало понял, о чем лекция. То ли о том, почем вышла нам война, то ли о чем-то другом.
• Москва: Лекция Андрея Себранта "Человек и машина - выгодный союз или жесткая конкуренция?" (Особняк на Волхонке). Представляет Институт Гайдара, так что наверное что-то окололибертарианское.

6 декабря, среда
• Москва: Международная научная конференция "Россия на пути к России: концептуальный поиск и хозяйственная стратегия" (МГУ, до 8.12). Аузан что ли?
• Москва: Семинар "Особенности регулирования цифровых прав человека в Рунете" (ВШЭ). При виде анонса такого мероприятия рука сама тянется к анонимайзеру.
• Москва: Лекция Веры Кузьминой ""Оранжевые революции". Что осталось за кадром?" (Музей современной истории России). Не "что", а "кто"? Ротшильды или Рокфеллеры? Или рептилоиды?
• Москва: Презентация доклада Александра Пузанова и Романа Попова "Оценка уровня развития городских агломераций" (КГИ). Собственно, кто стоит за спиной у Кудрина, когда он рассуждает о мегаагломерациях. Да, кудринская финансовая политика гиперцентрализации уничтожила малые и средние города России, поставила на колени регионы, теперь и этого мало. Давайте все оставшееся после погрома укрупним и соберем вместе! Чтобы снова ограбить.
• Москва: Цикл лекций по философии видеоигр (Музей компьютерных игр). Это к Ветушинскому Саше.
• Москва: Лекция Григория Пророкова "Альтернативная история поп-музыки: 1960 – 2009" (Библиотека Некрасова). Даже не знаю, что там еще можно найти "альтернативного".
• Петербург: Презентация книги Владимира Гельмана и Дмитрия Травина "Российский путь. Идеи, Интересы, Институты, Иллюзии" (ЕУ). Я уж думал Гельман все, уехал пенсионером в Финляндию, а нет.

7 декабря, четверг
• ОП РФ: Международная конференция "Гендерное равенство - революция или эволюция? - 100 лет избирательных прав для женщин в Европе и 100 лет назначения первой в истории женщины-министра Александры Коллонтай". Даже интересно, чего они там в Палате наобсуждают после известных заявлений "правозащитников" из Роскомнадзора про отраву гендерной идеологией.
• Москва: Презентация новой книги художника и писателя Павла Пеппершейтна "Эпоха аттракционов" (Гараж). Ну, это на любителя. Коих, правда, много.
• Москва: Дискуссия Яны Бражниковой и Екатерины Шашловой "Барт и Фуко: фантазм твоей мечты" (Франкотека). Битва двух "прокси".
• Москва: Лекция Александра Бикбова "Философское бессознательное и социология" (МАММ). Видел тут свежее фото Саши. Осторожно, у него отросли усы и борода!
• Москва: Лекция Кирилла Мартынова "Православные сталинисты и системные либералы: таинственная история политических координат в России" (ВШЭ). Кирилл Мартынов о своей политической биографии.
• Москва: Прямая трансляция спектакля The Bridge Theatre по пьесе Ричарда Бина и Клайва Коулмена "Молодой Маркс" ("Детский мир"). Интригует место проведения.
• Москва: Лекция Александра Татарко "Интеграция и толерантность в условиях этнического и культурного разнообразия России" (ВШЭ). Видимо этнокультурное разнообразие РФ каким-то непостижимым образом противоречит интеграции и толерантности.
• Москва: Экспертная дискуссия "Украинский кризис: квинтэссенция отношений России и Запада?" (Дискуссионная площадка клуба "Валдай"). О важном.
• Москва: Презентация книги Йохена Хелльбека "Революция от первого лица: дневники сталинской эпохи" (Кинотеатр "Пионер"). Теперь о Сталине поговорим и в кинотеатрах. Утюги пылают.
• Москва: Презентация перевода книги Бенуа Петерса "Деррида" (Медиалофт РАНХиГС). Рискованное мероприятие, если все заявленные спикеры действительно придут.
• Москва и регионы РФ: Выход в прокат фильмов "За пропастью во ржи" про Сэлинджера и "По ту стону надежды" Каурисмяки. Мы вот разошлись с товарищами во мнении, на что идти сначала – на старого педофила или старого алкоголика?
• Петербург: Лекция Дмитрия Козлова "Постсоветское общество: "потребление" истории и практики консьюмеризма" (ЕУ). Модная ныне тема коллективной исторической памяти.

8 декабря, пятница
• Москва: Международный социологический марафон "Исследователь 2.0: трансформация профессии в цифровую эпоху" (ВЦИОМ). Что-то узкопрофессиональное, но от того еще более интригующее.
• Москва: Лекции Сержа Нуаре в рамках семинаров по международной публичной истории (ИГИТИ). Не знаю о таком селебрити, но наверняка какой-то важный ученый, иначе бы и не позвали.
• Петербург: Конференция "Республиканизм: теория, история, современные практики" (ЕУ). Двухдневная конференция с участием Саши Павлова и Александра Филиппова. Ныне модная тема республика vs империя – после книги Калделлиса – будет затронута только в одном выступлении, как раз бывшего ЖЖ-юзера kreont. Держит старик нос по ветру, чего не скажешь о его многочисленных и более молодых коллегах.
9 декабря, суббота
• Москва: Премьера балета "Нуреев" в постановке Кирилла Серебренникова (Большой театр). Ой, сколько визгу будет.
• Москва: III объединенная конференция Ближневосточных клубов МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ "Иран и арабские страны: сотрудничество или противостояние?" (МГИМО). Какое-то важное событие из жизни арабистов.
• Москва: Лекция Александра Саттара "Новая фантастическая пятёрка вопросов философии" (Лекторий Синхронизации). Просят денег за вход.
• Петербург: Презентация книги Оксаны Тимофеевой "История животных" (Порядок слов). Оксана вернется из долгого и утомительного вояжа Питер-Берлин-Москва-Питер. Оксана, мы все тебя очень любим!

Все интеллектуалы, кто не успел или не смог высказаться на демократических мероприятиях по обличению Сталина, смогут похрустеть булками на воскресном митинге ПАРНАС за все хорошее.

(это я все думаю завести анонимный телеграм-канал про интеллектуальную жизнь в РФ).
Вячеслав Данилов

(no subject)

Не будем тут шутить на тему вечно неудачного перевода названия HHhH (Himmlers Hirn heisst Heydrich), просто оставлю здесь свою старую версию - Гиммлер говорит голосом Гейдриха (чтобы было четыре Г, которые так легко превращаются в свастику). Просто пару слов о его французской экранизации.

В центре нарратива любовь Полины Немировской ака перекрашенной в блондинку Ханны Арендт и бритого Мартина Хайдеггера (зачеркнуто. Но актеры похожи на них, и кажется ребята сняли не то кино и не про тех).
Впрочем, оставим и это.



Итак, представьте себе фильм с кадрами про "пирожное Мадлен" вперемешку с клюквой "Осторожно, холокост" с актером Деревянко. Невероятно романтичные эпизоды с толстовскими балами и невологодскими кружевами и тут же рожа Гейдриха как с карикатуры КуКрыНикСы, которого девица аля Каренина прямо в поезде агитирует вступать в НСДАП, демонстрируя явно только что нарисованный в фотошопе партбилет со свастикой.

Далее следует феерический диалог:

Гейдрих: Эта страна никогда не поднимется с колен!
Немировская: Нет! Я знаю ответ! Вступай в НСДАП!
Гейдрих: ШОЕТО?
Немировская: ТЫ ДОЛЖЕН ПРОЧИТАТЬ КНИГУ ГИТРЕЛА!
Гейдрих: КОКУЮ?
Немировская: МАЙН КАМПФФФ!

Острое ощущение того, что я смотрю продукцию РТР или Первого канала, и то про Тротски, кажется, Цекало лучше постарался.

В общем, так, оказывается, можем не только лишь мы. Немало кто так может.

Наверняка нельзя по экранизации судить по книге, но если хотя бы кому-то можно, то на месте Лорана Бине я бы подал в суд на Седрика Хименеса (известен такими киношедеврами как "Скорпион" и "Французский транзит").

И теперь я понимаю, почему Литтел против постановки "Благоволительниц". Нет, дело не в эстетизации нацизма (что может быть большей "этизацией" и "интеллектуализацией" нацизма, нежели "17 мгновений весны" Лиозновой?). Дело в том, что слишком высок риск того, что снимут дерьмо.
Вячеслав Данилов

(no subject)

Второй день смотрю на результаты флешмоба "вот мои книжки с нонфикшан" и предаюсь глубокому когнитивному диссонансу.

Вижу на карточках инстаграма стопочки маленькие, все что упакуется в рюкзачок интеллигентного владельца смартфона. И все, что уместится в примерно 5 тысяч рублей и сколько-там скупых пикселей.

И в каждой кучке такой, где как правило не более 10 книжечек, не менее двух от издателя Анашвили.

А теперь к тому, что вызывает такой у меня диссонанс, что даже кушаю плохо.

Посмотрите подборки лучших книг, что советуют приобрести на нонфикшене ведущие издания - афиша-джорнел, прогрессивный сайт медуза с госпожой Юзефович, да и не только. И вы там вообще не увидите ни одной книги "Гайдара", "Дело" или издательства ВШЭ, специально изданной к Нонфикшену - ни новых переводов Арендт и Хайдеггера, ни биографий Беньямина и Деррида, ни спекулятивного реалиста Хармана или очевидного бестселлера Саши Павлова про Тарантино. Везде бойкот, лицемерие, трусость и предательство. Разве что дружественный сайт Горький отметил пару позиций в районе где-то третьей ссылки, и на том премного вам обязаны.

Да, возможно книги издателя Анашвили не нуждаются в рекламе. В отличие от малоизвестного прозаика Джулиана Барнса, которого г-жа Юзефович умудрилась включить в свой шоп-лист аж дважды, в том числе зачем-то переиздание. И я уже умолчу, что, ярмарка эта - не про художественную литературу, как явствует из ее названия.
Вообще, если бы я верил подборкам продажных СМИ медузы и афиша-джорнел, то я бы ни за что не пошел на нонфикшан и никому бы этого делать не советовал. Потому что там, как нам они сообщают, вообще нет нормальных книжек, а только альбомы с наклейками для детей младшего дошкольного возраста и переиздания Джулиана Барнса.
Но к счастью, пока еще это не так.

И вот, что я хочу вам, дорогие друзья сказать: можно навсегда наебать одного интеллектуала, можно ненадолго наебать многих интеллектуалов, но нельзя наебать читателей журнала "Логус".

Поэтому, приходите на Нонфикшен 2 декабря, в самую давку, когда вы можете почувствовать ощущение праздника вместо унылого консьюмеризма повседневности. В субботу будет много интересного и замечательного в том числе от издателя Анашвили. А также вы сможете лично пообщаться с самой скандальной и hot звездой, грозой всех популяризаторов науки В. Вахштайном и лично в сотый раз познакомиться с Дениской из "Денискиных рассказов", а также узнать много о том, что будет с родиной и с нами от научного редактора "Логоса" Виталия Куренного, а то он все больше про прошлое да кладбища.



Кстати, есть небольшой и неприятный шанс на то, что этот нон-фикшен, по меньшей мере в подобном формате, будет последним. Так что не упустите момент соприкоснуться с историей.Collapse )
Вячеслав Данилов

(no subject)

Интересно, существует ли какое-то пособие для операторов и режиссеров, как снимать площадь или улицу с людьми? Как ставить все эти перемещения прохожих? А то смотрю кино или сериал, вроде того же Вавилон Берлин, и там люди на улице, которые дают оживляж фоновой картинке для селфи героя, или носятся как психованные или стоят как манекены. Вроде бы столько всякой социологии было на этот счет - начиная с "человека толпы" и зевак Беньямина, заканчивая всякими современными матмоделями, уже и толпы как объекта больше нет, и "умного роя" тоже, а толкового понимания, как вот так люди естественным образом ходят по улице, чтобы объяснить режиссерам-постановщикам, кажется как не было, так и нет. Где тот "фрейм-анализ", то есть буквально анализ того, как должны статисты - а кто все мы как не статисты в глазах социолога? - двигаться в рамке кадра?
Вячеслав Данилов

(no subject)

Один такой преподаватель пришел на работу, а его охранник не пускает. Говорит, что в расписании преподаватель не числится. Ну он взял из портфеля специально приготовленного Карла Шмитта и давай охраннику доказывать, как он неправ, зачитывая избранные отрывки о суверене и законе.

На Карла Шмитта, начали сбегаться другие преподаватели. У каждой по случаю припасен нужный томик. Одна такая говорит: вы неправильного автора ему читаете! Он вас так никогда не пустит! Открывает Ханну Арендт и начинает зачитывать вслух по английски про authority in education.

А другая ей - голубушка, прежде чем читать ему Арендт, необходимо разъобьективировать охранника! И такая достает из сумочки покетбук Гофмана и давай читать ему про ритуал взаимодействия лицом к лицу.

Стою, смотрю на все это и думаю, вот ведь не повезло мужику у Кафки, которого архангел в рай не пусках. Не было у него столько мудрых советчиков с правильными заклинаниями.

Да. Охранник преподавателя на работу так и не пустил.
Вячеслав Данилов

(no subject)

Интересно, что уренгойский мальчик перед поездкой специально купил "знамя победы" и ночью его развернул у Рейхстага. Об этой акции есть даже фотодокументация в сети.

Получается забавная вещь: двадцатилетний "мальчик", выросший при Путине, демонстрирует все качества, ранее приписывавшиеся советским людям - классическое двоемыслие. Ну, или попросту - лицемерие, которому еще учил Иисус: начальству - начальственное, а людям - человеческое.

Внутри Рейхстага он "отдавал долг" начальству, то есть вполне себе официальной "идеологии" или "протоколу", делал "как положено". Выйдя же наружу - посчитал свой "долг" перед начальством выполненным, и решил "отчитаться" перед "народом".

Впрочем, это предполагаемое "двоемыслие" - уже решение задачи double bind. Не исключено, что "мальчик" еще не справился до конца с решением разрывающей сознание дилеммы - между лживым примирением и кичем. Не исключено, что мальчик умнее обеих сторон, и как в случае Ленина, который предав ложный антагонизм брака и адюльтера, запирается на чердак, чтобы учиться, учиться и учиться. То есть из "двух извращений" он не выбирает ни одного, сохраняя дистанцию лицемерия по отношению к обоим ложным выборам.
Вячеслав Данилов

(no subject)

Не понимаю, почему так критикам не понравился Хазанавичус про Годара? Хорошее такое кино, проникновение в девичье сознание, раздевающее мужика из гения в луковицу, внутри которой оказывается пустота. Разочарование, бегство, новый гений... Если и возможен женский психоанализ (а он, конечно, возможен, и мы об этом хорошо осведомлены) то, наверное вот именно в такой форме демифологизации всякого субъекта, обнаружения в нем бесконечной пустоты, редукции его до китайской комнаты в хипстерских очках и залысиной. В этом, возможно, и состоит жест Хазанавичуса - перевод на кинематографический язык текста Ани Вяземской: настоящим ответом на "Китаянку" является помещение ее в китайскую комнату.
Вячеслав Данилов

(no subject)

Я все думал, когда же в "Вавилон Берлин" появятся глюки дедушки? Ведь есть такой неизбежный немецкий жанр кино и литературы "...а потом пришол Гитрел". Причем виноваты в дедушке непонятно кто - и все и никто, или вообще мастурбация, как в фильме Ханеке "Белая лента". Смотришь такой на Берлин, голодные люди раскладывают телами узор из Бергмана, каждый первый шпион и троцкист и извращенец - и никак иначе, и в натуре начинаешь ждать дедушку.

Тыквер клялся и божился, что дедушки будут, и даже обещал 4 сезона. Там, где-то в конце, вы обязательно увидите, если, конечно, дождетесь. Эти веймарские дни будут вечными. На славу местным хипстерам, которые в Берлине скупают мебель 20-х, ходят только в тряпках 20-х, дальше ничего не будет, будут вот эти вечные 20-е.

Но нет. Вот я и дождался. Это Брайан Ферри в 2/2 распевающий какую-то занудную хрень посреди ночного города, где вот только на днях закончили первый лесби-фильм, в городе, где впервые возникает в кино город как главный его герой.



Берлин у Тыквера вроде как и есть главный герой - странное мельтешение бессмысленных фигур в кадре иначе чем декорации к декорациям понимать и нельзя - вот они сидят дома, а вот какая тут обстановка, а смотрите какой кофейник! а какие батареи! а вот кепочка, кепочка архивная, у вас такой нет! смотрите, мы реконструировали ларек! Но города нет, он пропал - вместо него нарисованные в фотошопе картинки. Он похож на модные ныне в Европе объемные картины на публичных площадях с изображением какой-нибудь пошлости вроде ям с акулами - чтобы развлекать обывателей. Город растворился в десятках собранных по берлинским барахолкам деталей, исчез как исчезает перспектива у близорукого, Берлин оказался весь как на ладони, буквально под носом, на подносе.

Даже у криптонациста Вендерса Берлин еще был городом-героем. У Тыквера так, объектом археологии.