?

Log in

No account? Create an account
 

Журнал подотдела очистки

About Свежие записи

4 авг, 2017 @ 12:53
Интернет-площадка e-flux подготовила к изданию книгу "Искусство без смерти: разговоры о русском космизме" (Art without Death: Conversations on Russian Cosmism)



В книгу вошли статьи и интервью с художниками, активистами и философами. Среди них Франко "Бифо" Берарди, Марина Симакова, Борис Гройс, Арсений Жиляев, Барт де Бер, Елена Шапошникова, Хито Штейерль, Антон Видокль, Естер Зонхайм.

4 авг, 2017 @ 12:52
"Круто!" (Cool). Когда-то это было новым словом, обозначавшим кроме прочего образ жизни, и для целого поколения жителей США оно стало главным комплиментом для американской культуры. Эта книга рассказывает неизвестную доселе историю этого понятия, демонстрируя набор соответствующих кодов, на которых писалась современная история стиля. Как показывает Динерштейн, крутизна обозначала стилистический протест против расизма, вызов подавленной сексуальности, философию индивидуального бунта и юношеские поиски способов изменить общество...


3 авг, 2017 @ 15:13
Второй год наблюдаю за новым открытием русского космизма - со стороны контемпорари арт современными художниками и леворадикальными интеллектуалами преимущественно из троцкистов. Это важная работа, поскольку для отечественного и западного зрителя и критика русский космизм сегодня - это Дугин и поздненашистские проекты про бессмертие.

Это новое леволиберальное переоткрытие -а по сути переоснование русского космизма - не желает ровным счетом ничего знать о том, как в конце 70-х в СССР изобретался этот самый русский космизм - от термина до философско-литературного канона - в качестве советского ответа на нью-эйдж.



Космизм от Федорова и Циолковского в сущности оставаясь маргинальной идеологической линией при СССР от авангарда, который конечно же находился под влиянием космизма, до безусловного космиста Леонида Брежнева в на определенном этапе стала антропологией и философией истории в версиях Поршнева и Бородая и выразилась в литературных экспериментах южинского кружка, некрореализме в кино, затронув отнюдь не по касательной творчество Пелевина и Проханова.
У сожалению, всей поздесоветской, как и постсоветской традицией космизма, организаторы этой архивно-мемориальной выставки пренебрегают. Им не интересен космизм, им интересен авангард.

https://centerforpoliticsanalysis.ru/news/read/id/iskusstvo-bez-smerti-v-berline-otkroetsja-vystavka-posvjaschennaja-russkomu-kosmizmu

3 авг, 2017 @ 15:01
Обычно исследовательская рамка городского развития в середине ХХ века задавалась оппозицией между Робертом Мозесом и Джейн Джейкобс, если просто – развитие против сохранения, - и наследовала эту нью-йоркскую модель. Теперь же Айзенберг обращает наше внимание на цветущий всеми красками, амбициозный и пионерский Сан-Франциско, где неожиданно вспыхивали жестокие битвы вокруг частных и публичных проектов наподобие Гарделли-сквер, Золотых ворот или Трансамериканской пирамиды.


3 авг, 2017 @ 11:36
"Архитектура – это, пожалуй, высшая форма человеческого самовыражения. Менее щедрые эпитеты оставим для удовлетворения себя. Секс играет важную роль в повествовании Мура, начиная с построенного для свингеров фермерского дома в Суссексе, и заканчивая навязчивым американским архитектором Стэнфордом Уайтом, "человеком, у которого жжет между ног, а в глазах - лед". А Фрэнк Ллойд Райт, по-видимому, вообще построил свою карьеру, "ублажая жен богатых мужчин, когда проектировал дома последних"..."


3 авг, 2017 @ 11:34
"...книга на первый взгляд рассчитана на массовую аудиторию, но у меня возникло чувство, будто я был частью церковного хора, который молится с настежь открытыми дверями. Несмотря на то, что эта книга очень понятна и доступна, "Город для пешеходов" вызывает особое чувство, на которое, возможно, сам автор и не рассчитывал. Погруженность в детали городской инфраструктуры предполагает вне всяких сомнений наличие у читателя знаний и доступа к нужным ресурсам, чтобы действовать согласно тому, о чем написано в книге. Но у многих читателей (или же у большинства, ведь книга рассчитана на массовый сегмент) таких знаний и ресурсов нет.



В самом деле, автор книги о городе для пешеходов, кажется, гораздо более озабочен автомобилями и домами, чем людьми. "Америка наконец вступит в "урбанистическое столетие", но не за счет пары исключений", - пишет Спек в предисловии, "а за счет совместных усилий изменить к лучшему то, что объединяет горожан – передвижение по городу пешком". Тем не менее, в начале раздела под названием "Полезная прогулка", он пишет, что «автомобили являются источником жизненной силы американского города». Означает ли это, что совместные усилия автолюбителей создадут лучшие условия для пешеходов?"

https://centerforpoliticsanalysis.ru/position/read/id/k-gorodu-dlja-peshehodov-peshkom

3 авг, 2017 @ 11:31
Из 812 страниц этой книги только 23 написаны собственно самим Дмитрием Галковским, остальное – его конспект ПСС Владимира Ленина. Стоимость книги составляет 1770 рублей, при желании можно вычислить, сколько приходится за авторский лист. Согласно Дмитрию Евгеньевичу, Ленин был недалеким, необразованным мелким политическим прохвостом, профессиональным оппортунистом и просто крайне неприятным типом. Кроме прочего, английским шпионом. В этом Галковский убежден: аргументы? – это было выгодно Англии. А документы и факты – не важны.



Делать цитатники из Ленина в этом году – какая-то странная интеллектуальная мода. Славой Жижек обещал новую книгу о Ленине к июлю. Весной оказалось, что это будет не книга, а сборник его важных текстов Ленина с точки зрения Жижека с предисловием философа, а сроки выхода книги перенеслись издательством "Версо" уже на сентябрь. Да, предзаказ книги Жижека – около 13 фунтов, то есть чуть больше тысячи рублей.

3 авг, 2017 @ 11:30
Бог любит троицу: сначала пришел в "Фаланстер", а там книжку разобрали! Прямо перед носом. Невольно вспомнил пословицу про водопроводный кран. Потом пришел за ней в "Москву", а там стопки книг заслонили фанаты Ельциной Наины Иосифовны. Снова вспомнил про кран. И вот с третьего раза и снова в "Фаланстере" – вот она, толстая, с картинками, моя!



3 авг, 2017 @ 11:29
Издательство НЛО с упорством, достойным более лучшей и благодарной аудитории, продолжает нас просвещать. Вот справочник по поворотам в современной гуманитаристике – образца 2006 года. Русский перевод вышел вот сейчас, в июле 2017-го...



Вернемся в наш 2006-й – русские люди не знают слова хипстер, пионер национального спатиального поворота блестящий Александр Филиппов еще не издал "Социологию пространства", хотя успел защитить докторскую об этом; всеобщее увлечение героем переводческого поворота Вальтером Беньямином еще даже не за поворотом; на русском нет ни одной книги Джорджо Агамбена, Алена Бадью русские люди считают кем-то вроде мелкого теолога и только книга Бруно Латура выходит в Петербурге с пояснением на обложке, что это все "прагматический поворот".

Кругом дикость, карго-культ и второй срок Путина.

С той поры прошло уже 11 лет и число поворотов несколько увеличилось. Добавились как минимум этический поворот, а также поворот к материальности, и кое-кто кое-где у нас порой его не отличает от нового онтологического поворота. Время писать второй том этой "спинологии".

Недавно НЛО выпустило такую же устаревшую монографию о новом в урбанистике, тоже немецкую. Не ясно, с чем связано опоздание немецкого гуманитарного экспресса на 10 с лишним лет – это буржуазные санкции Запада, наложенные Меркель, не дают переводить чего-то более свежего? Или наоборот, наши контрсанкции?

О реновации 3 авг, 2017 @ 11:27
Начальство считает, что в истории про реновацию пора ставить точку. Коллеги подводят удовлетворенно итоги – столько-то домов "спасли", а столько-то наоборот, удалось внести в списки. Последние на вход закрыты. И протесты вроде как заглохи.
Я не уверен, что реновационный протест "всё", отнюдь. Просто он больше уже не будет темой для объединения разнородных протестных столичных групп и массовых митингов, хотя организаторы протеста будут еще как минимум раз пытаться провести общегородской протестный митинг с базовой темой реновации. Вероятнее всего протест расколется на отдельные случаи по отдельным домам.

Хотя я за реновацию и против хрущевок, лично я не доволен столь ранним подведением "итогов" "нулевого этапа" программы (пусть этот пост выглядит таким же), так и тем, что программа уже "закрыта". Наоборот, я бы оставил программу открытой для включения в нее других жилых объектов – и сделал бы принципы включения в нее (голосование 2/3 жителей + переговоры с властями + договор с застройщиком) постоянно работающими – вместо всех планирующихся программ по расселению ветхого и аварийного жилья.

Таким образом, под давлением так называемого гражданского общества, начальство пошло на ряд уступок, которые не делают программу ни приятной для самих столичных властей, ни выгодной для стройкомплекса. Программа остается проблемной для ее исполнителей. Жильцы же по большей части остаются в выигрыше.

Но вот о чем практически никто не пишет: в результате "политического процесса" (протесты, Дума, трансформация программы в мэрии) жильцы оказались перед выбором, в какой из программ реновации участвовать?

Поясню.

Одна из главных развилок, перед которой оказались инициаторы реновации - это различие между равнозначной заменой жилья и равноценной. Казалось бы, разница всего в три буквы и внешне слова похожи, но различие – радикально.

В первом, равнозначном, случае речь идет о предоставлении жилья не меньшей жилой площади с не меньшим числом комнат и обязательно большей общей площадью (на самом деле это не равнозначное жилье – дельта в пользу жильца).

Во втором случае речь идет о предоставлении жильцам равноценного жилья – то есть вне зависимости от района, метража – московские власти обязуются выкупать жилье по его рыночной стоимости или переселять жильца в аналогичную по стоимости квартиру по результатам договоренности с жильцом. Проблема, конечно, кто и как будет определять рыночную стоимость жилья, но главное – принцип. После того, как этот вариант расселения пятиэтажек оказался прописан в законе, де факто мы получили две программы расселения – условно социалистическую и условно рыночную.

Первая программа, "равнозначная", на которой настаивали изначально городские власти, выполнена в типично советской логике расселения, где агентом заботы о жилье выступают власти, но они же сохраняют за собой массу преимуществ – в обмен на своеобразные удобства для жильца, как то сохранение района, сокращение бюрократии на оформление и приватизацию, ремонт, помощь в переезде и т.п. Все это прописано черным по белому в законе.

Вторая программа, "равноценная", исходит из рыночного понимания принципов расселения, где власть не берет на себя лишних обязательств, зато предоставляет жильцу деньги и свободу.

Очевидно, первый вариант расселения пятиэтажек начальству нравился больше – вследствие сокращения издержек в административной логистике, а также представлений о состоянии рынка жилья в столице. Но оказалось, что население в весьма существенной части уже переориентировалось на рыночный тип собственника жилья и люди не согласны – этот момент был принципиален для большинства протестовавших против реновации – делиться своей свободой в принятии решений о месте жительства.

Что меня с самого начала разговоров о реновации поразило: вообще-то у нас давно уже не СССР, Чубайс хвастался, что всех сделал собственниками (у кого, конечно, были квартиры), так что я вообще не понимал специфику того языка, на котором граждане и власть обсуждали реновацию. Как будто никакого рынка вообще нет, как будто на власти ответственность за обеспечение граждан жильем. Грубо говоря, программа реновации оказалась нежданным элементом социализма в условиях дикого капитализма – это вызвало шок у тех, кто всерьез полагал, что решение жилищного вопроса – дело их кошелька. Оказывается, нет. Власть и ее реновационные программы в мире, где капитал преобладает над социальными гарантиями (преимущественно англо-саксонский мир, Лондон, Нью-Йорк), оказываются на стороне "объективных факторов" формирования цены на жилье и его предоставления – наряду с возрастом и износом жилья, трансформацией района, климатическими факторами. И жителям сносимых черных районов остается обычно лишь только молиться - посмотрите, как в Чикаго сносят целые кварталы жилья, выбрасывая людей на улицу, в первом сезоне сериала "Босс".

Опыт Москвы оказался нетипичен: городские власти пошли на выкуп квартир или даже замену ее на равноценную – то есть готовы сыграть с жителями и по рыночным правилам. И одновременно они предлагают выбор – согласиться на переезд на условиях мэрии.

И тот и другой варианты – мягко говоря не дешевые, прежде всего для муниципального бюджета.

Ну, что ж, Москва город богатый. А у богатых свои причуды.

И это все о нем 3 авг, 2017 @ 11:26
Мужчина, ударивший корреспондента НТВ в прямом эфире оказался отнюдь не бытовым алкоголиком с десантным прошлым. Час отчасу открываются все новые захватывающие дух фрагменты его биографии!

Началось с майки "Оплот", в которую был пьяный мужчина наряжен. "Оплот" - это было такое пророссийское движение в Харькове и Донецке. Захарченко, ныне глава ДНР, как раз в Донецке его возглавлял.

Далее оказалось, что чувак в майке "Оплота" - православный активист, алтарник одного из московских храмов.

А теперь еще и признания Малосолова: ударивший журналиста господин - авторитетный фанат ЦСКА по имени Александр и по фамилии Колобанов.

Ту наверное должен быть какой-то нравоучительный вывод, но я лучше просто напишу, что "Спартак" - чемпион!

Крит – остров контрастов 25 июл, 2017 @ 20:09
Первым же вечером на Крите у меня состоялся следующий диалог:
- Я не могу понять, почему у них все разваливается, ничего толком не работает, стулья ломаются, кондей не пашет, вода еле течет, стиралка не стирает, а весь персонал очень добрый, отзывчивый, пытается помочь, никто не хамит, у нас бы сразу послали...
- Это neoliberalismus, детка.
- Что такое неолиберализмус?
- Когда за улыбками персонала пытаются спрятать гиперэксплуатацию инфраструктуры и самого персонала. Улыбайся и продавай дерьмо.

Читать дальше...Свернуть )

Случай в СМИ 25 июл, 2017 @ 13:31
"Не при делах": Папа у Пети силен в математике, учится папа за Петю весь год! Где это видано, где это слыхано, папа решает, а Петя сдает!Петя сдал ЕГЭ на 100 баллов! А все почему? Потому что петин папа пользуется услугами кооператива "Братаны"! Будь умным, будь как Петя! Яндекс-кошелек кооператива "Братаны": 6661488666

"Рейтузы": Издание "Не при делах" опубликовало материал о домашнем насилии над мужчиной. Вот он. Бывает ли домашнее насилие в отношении мужчин? Да. Бывает ли домашнее насилие в отношении взрослых? Да. Бывает ли домашнее насилие в отношении родителей? Да. Бывает ли домашнее насилие в отношении отца Пети? Да. Бывает ли домашнее насилие со стороны сына в отношении отца? Да. Бывает ли домашнее насилие в отношении отца, произведенное сыном, если сына зовут Петя и домашнее насилие не было ответным насилием и ставило целью повышение социальной успешности одного из участников сцены насилия? Да. А теперь вопрос, кому вы доверяете: Пете, отцу Пети, изданию "Не при делах", изданию "Рейтузы"? Извините, но мы не понимаем сами, что тут написали.

"Не при делах": Это особая публикация, и нам не важно, доверяете ли вы нам, не рефлексируйте, просто переведите средства на яндекс-кошелек. Кстати, вот его номер...

"Рейтузы": Вы понимаете, что ваша публикация дискредитирует качественную журналистику, нарушает все профессиональные стандарты отрасли и более того, ведет к виктим-блеймингу?

"Не при делах": Ваши профессиональные стандарты - ваши проблемы. Напоминаем наш яндекс-кошелек...

"Рейтузы": Ваш текст представляет конкретную историю про конкретные отношения конкретных людей в конкретной ситуации. Он не про систему, не про набор случаев, иллюстрирующих масштабное явление. Во всех ключевых ситуациях, описанных в материале, участвовали лишь эти двое. Узнать мнение фигуры, названной в материале отцом Пети, не представляется возможным. Кстати, имя отца Пети так ни разу и не упоминается. Ему вообще ни разу не дали слова!

"Не при делах": В следующей публикации мы дадим высказаться стороне Пети. Напоминаем наш яндекс-кошелек...

"Рейтузы": Можем ли мы как спонсоры яндекс-кошелька вашего издания забрать наши средства обратно в случае, если вы их тратите на себя?

"Не при делах": Лучше отправьте нам еще немного денежек. Напоминаем наш яндекс-кошелек....

"Рейтузы": Вы охуели.

"Не при делах": Хуй во рту.

Кооператив "Братаны": Кооператив "Братаны" не нуждается в рекламе, не занимается рекламной деятельностью, не рекламирует себя и запрещает это делать своим сотрудникам. Кооператив "Братаны" не несет ответственность, если кто-либо из сотрудников кооператива "Братаны" где-либо рекламирует услуги кооператива "Братаны". Кооператив "Братаны" оставляет за собой право изъятия суммы, заработанной третьими лицами в результате рекламной деятельности по отношению к кооперативу "Братаны". Если вы нечаянно рекламируете деятельность кооператива "Братаны", знайте - мы немедленно придем к вам!

"Не твой район": НПД – днище. То, что они опубликовали непростую историю взаимоотношений в обычной семье, – днище. То, что сделано все, чтобы героев опознали сотни человек, - днище. А потом эти красавцы будут что-то говорить про Он все видит? Да он ангел по сравнению с ними.

Он все видит: Петя рвет и мечет икру! Мы нарисовали Пете стопицот подписчиков вконтакте и полмильена в телеграмм кананале! Еще и дня не прошло! Злопыхатели из "Рейтуз" сосут в сторонке!

Эден Азар: В "Рейтузах" платят неплохо, но зарплаты в лондонском "Дожде"-то повыше!

23 июл, 2017 @ 18:10


Самое интересное в этой книжке польского историка – не книжка польского историка, а краткое и сумбурное введение Алексея Исаева, которое приоткрывает тайны появления секты "клеителей танчиков". Пока над ними смеялись, пресловутые "клеители танчиков" произвели на свет из своей среды реконструктора Стрелкова и героев Новороссии, самого историка Исаева и новую волну военных историков, "Бессмертный полк" и "попаданческую" литературу, патриотический кич и "можем повторить". По версии Исаева, у "клеинья танчиков" было два источника и две составные части: деградация военно-исторического знания в позднебрежневский период и импорт интереса к таковому из… не поверите, Польши. Не уверен, что интерес к военной истории у моего поколения возник именно по таким каналам – в моем случае это были "Книга юного командира" и обширная мемуарная литература, издававшаяся как раз массово в позднебрежневский период, а также повсеместное увлечение историческими романами Пикуля и К. Но то была все-таки провинция, а взгляд москвича на историю как оказалось огромного и весьма влиятельного движения куда более важен и репрезентативен. Исаев пишет, что для исследования подобного явления нужен социолог. Не уверен, что именно социолог, скорее культурный антрополог, но в том, что такое исследование необходимо – он безусловно прав.

22 июл, 2017 @ 16:07
Кноссос – дворец Минотавра – нашли греки, но раскопали англичане. 35 лет сэр Артур Эванс копал холм Кноссоса. С 1898 года, когда он выкупил эту территорию у турок, это была его собственная земля, на которой он кроме прочего построил себе поместье - ставшее во время Второй мировой штаб-квартирой главнокомандующего вермахта на Крите. Во время раскопок сэр Артур, тщеславный малый, никогда не стеснявшийся сравнивать себя со Шлиманом, не привыкал ограничивать свою фантазию. Сегодня от массы его идентификаций археологи отказались: то, что Эванс считал тюрьмой, оказалось складом, и проч.; а его теория стихийного возникновения дворца из комплекса разрозненных зданий (минойцы строили-строили, и неожиданно для себя построили дворец!) опровергнута наглухо. Реконструкция дворца Эвансом велась варварскими способами, как, собственно, и раскопки. Впрочем, и времена тогда были невегетарианские, а археология только становилась на ноги.
Факт, что их собственную историю грекам подарил англичанин, наверняка мог, если еще не, разбудить конспирологическую чувствительность Дмитрия Евгеньевича Галковского. Впрочем, и без всякой конспирологии историки Древнего мира жалуются на "археологическую мафию" греков, которые любому новому артефакту, связанному с Древней Грецией, влегкую накидывают от пары сотен до пары тысяч лет, продолжая старую добрую традицию определять мир только своих предков историческим началом Европы.

История Кноссоса – как и минойской культуры – показывает крайнюю зависимость от Египта. Минойцы, будучи периферией цивилизованного мира, не стеснялись подражать египтяням в культе, в искусстве, в быту и хозяйстве. Но историк Древнего мира будет упорно воспроизводить старую добрую ориенталистско-европоцентричную матрицу о предыстории варваров и начале истории европейской цивилизации из "крито-микенского чуда".



Формально не будучи чиновником империи, Эванс, как и многие ему подобные личности (от Киплинга и Филдинга до Андерсона и Стоппарда) был по всей видимости агентом британских спецслужб и выполнял агентурные задания на Ближнем востоке и Балканах. Считается, что в его миссию входила поддержка сербов в борьбе с турецкими оккупантами. Завербован он скорее всего был в Оксфорде – в обмен на диплом университета: Эванс настолько плохо разбирался в истории после XII века, что попросту не в состоянии был сдать экзамен. Впрочем, не только это – оксфордская профессура была крайне невысокого мнения о его талантах. Тогда же проявился его вкус к "черной археологии", однако в Европе ему копать не дали – его "раскопки" были вскрыты, что вызвало скандал в Геттингенском университете, к которому тогда Эванс был приписан. В итоге, Эванс выбирает Балканы, где можно совместить страсть к археологии и использовать природный авантюризм на благо внешнеполитическим целям Короны. В Боснии он работал под прикрытием корреспондента "Манчестер Гардиан", откуда описывал ужасы османской оккупации Балкан и требовал немедленного вмешательства Британии. В итоге Эванса арестовали как британского шпиона и выслали из страны. На этом его балканская эпопея закончилась, но в историю Балкан Эванс вошел как большой друг сербского народа. Интересно, что политическая позиция Эванса не колебалась вслед за линией Короны – после поворота англичан в сторону турок, Эванс продолжал писать гадости про Оттоманскую империю. Вероятнее всего, в этот момент он уже был как агент в отставке – формально он числился директором археологического музея Оксфорда. Умер Эванс, как и многие ему подобные авантюристы на службе Короны, из тех, кто смог пережить бурную молодость, поздно. Он умер через три дня после того, как отпраздновал свое 90-летие. Если отправиться в археологический комплекс Кноссоса, то нельзя пройти мимо его бюста – поставленного при жизни и присутствии самого сэра Артура Эванса.

15 июн, 2017 @ 14:42
У Алексея Анатольевича на днях Ксения Анатольевна спросила про три любимые книги, Алексей Анатольевич рассказал про обе. Говорят, что Навальный похож на Гитлера. Врут, наверное. Кто из современников Навального знаком с Гитлером, чтобы их сравнивать? Вот и я о том же. Разве что один только момент…



Адольф Алоизович так же как и Алексей Анатольевич увлекался чтением. Читал он ежедневно, много и систематически. Одна только беда – книг среди того, что читал будущий фюрер Третьего Райха, было катастрофически мало. Основной объем прочитанного Гитлером составляли бесплатные пропагандистские брошюры, газеты, которые он мог свободно читать в венских кафе, и периодическая макулатура, которая лежала в столовой мужского общежития, где обнищавший Гитлер жил в последние годы своего пребывания в столице Цислейтании.

У вас не возникает порой ощущения, что и порядок чтения Навального составляет подобная бесплатная "литература" – блоги, периодический ширпотреб и статьи из интернета, где, как водится, "не врут"? Точно так же как "не врали" многочисленные малотиражные фольксблатты венских националистов и пангерманцев, откуда Гитлер черпал важную "научную" информацию о расах и истории древних арийцев.

Научно безупречная, а оттого местами занудная, книга Бригитт Хаманн представляет собой нечто среднее между подстрочными комментариями к "Майн кампф" и путеводителем по ультраправой Вене начала ХХ века. Есть же путеводители по философской Вене "Венского кружка", есть путеводители по Вене сецессиона, вот теперь есть и такой. Разве что карт к нему не хватает: вот дом, где Гитлер жил с другом, покинув Линц, а вот дом, где он ни когда не бывал, но тем не менее именно он считался во времена Райха венской резиденцией юного Гитлера и около него стоял почетный караул гитлерюгенда, а вот мужское образцовое общежитие для рабочих, где три года жил Гитлер, и куда он к счастью для себя и к несчастью для мира попал из ночлежки и где если с кем-то и дружил, то только с евреями…

По мере медленного продвижения к пятисотой странице оно растет – удивление и непонимание – как все это могло произойти? В конечном итоге, вместо всех остальных вопросов, касающихся того, как шестой город мира по населению и экономике, коим была Вена в начале ХХ века, оказался тем, чем он стал? Как дунайская монархия могла весьма неплохо существовать в череде непрерывных политических и экономических кризисов и не распадаться под давлением растущих национализмов? Как Венский университет мог быть ведущим университетом мира и породить столько нобелевских лауреатов, если для него были нормой ежедневные кровавые побоища студентов на национальной почве? Каким образом Вена могла считаться космополитичным городом, который позднее станет идеальной моделью для соросовского "открытого общества", если ее всеобщеобожаемым мэром был ярый антисемит, призывавший рубить головы евреям и ненавидевший венгров? Так вот, вместо всех остальных вопросов, которые к концу книги уходят на периферию, остается лишь один: как этот полусумасшедший, необразованный фрик, троечник и маменькин сынок стал главой целого государства, диктатором почти всей Европы и безгоду властелином мира?

14 июн, 2017 @ 13:07
Удовлетворяя недавно возникшее требование заново изучать постмодернистские теории, открыл Барта. Чтение, конечно, прелюбопытное как и бессмысленное – но все-таки даже в такой странной форме эти тексты ушедшей эпохи вызывают невероятное удовольствие. В особенности в сравнении со ставшим отчего-то на континенте модным стиля аналитических философов.



И вот случайно открытая страница предлагает хороший аргумент противникам "настоящего" государства, рождающегося из духа "гражданского общества", "добрососедских общин" и прочего бытового тоталитаризма, которого у нас "так мало".

БЮРОКРАТИЯ
… В 20-х годах стремление к созданию общин (в современном, светском смысле слова). В СССР, в первые годы после Октябрьской революции, что-то вроде «сексуальной революции» (законы о разводе, об аборте, свободные союзы и коммуны). Трудности одной из таких коммун описаны Вильгельмом Райхом (1925): это группа друзей, которые после окончания школы не желают возвращаться в свои семьи и поселяются на втором этаже большого дома. —► Бытовые неурядицы (немытая посуда, шум по ночам и т.д.) —► сборища, болтовня —► комиссии. Комиссия — это неизбежный и нелепый итог любого собрания (дело развивается так: собрание —► комиссия —► отчет —► на полку). Комиссия по каждому вопросу: по Чаю, по Мылу, по Зубной пасте, по Одежде и т.д. Райх: «Что касается организации, коммуна перенимает форму государственного правления, то есть управления посредством "комиссий"»

Страх и ненависть в Бреслау 14 июн, 2017 @ 13:05
К этой в своем роде замечательной книге написал предисловие мэр Вроцлава Рафал Дуткевич. Краткое содержание текста: в 1945 году русские уничтожили самый красивый город Центральной Европы, а потом пришла "Солидарность", выгнала русских, и все стало очень хорошо. Впрочем, само творение Дэвиса и Мурхауза переплюнуло предисловие.



Из книги я с удивлением узнал, что, оказывается, понятие Центральной Европы возникло очень поздно – только в 1903 году. Разумеется, понятие это было введено английскими геополитиками (привет Дмитрию Евгеньевичу!), и конкретно неким Йозефом Парчем, выходцем из Бреслау – то есть Вроцлава. А его контекст включал "геополитическую угрозу" со стороны Российской империи Западу. ЦЕ – это буфер между цивилизованным Западом и диким Востоком, буфер, который необходимо по возможности укреплять. При этом "российскую проблему" Парч предлагал решить при помощи…. превентивного удара. Надо сказать, что авторы книги разделяют эту "озабоченность" Парча, по ходу называя его "миротворцем". При этом они ссылаются на некую пропагандистскую брошюру, которую выпустили в 1914 году в России, где, границы империи проходили по Одеру и Нейсе (соответствующей ссылки в книге нет, как и указанной карты), а также ничтоже сумняшеся заявляют о том, что Сталин через 30 лет эти экспансионистские планы "возродил" (также никаких ссылок на документы). Вот такие страх и ненависть в Бреслау.

Дело Парча продолжил прусский политик Фридрих Науман с книжкой "Центральная Европа" (Mitteleuropa, 1915). Этого пангерманца, расиста и криптооснователя германского национал-социализма авторы книги называют не иначе как "мягким пруссаком". Кстати, термин "пангерманец" авторы книги не употребляют, как будто ничего такого на свете и не было, а саму идею объединения немецких народов в едином государстве не ставят под сомнение. В отличие от "панславянства", которое, разумеется, очень плохо, и вообще из-за него и началась Первая мировая. Нет, чтобы мирно народы Центральной Европы объединились в единую федерацию под прусским патронажем…

Вообще же, все беды миттельойропы, как считают авторы, – от русских и Гитлера. Причем Гитлер был каким-то историческим недоразумением, кем-то вроде вождя инопланетян, которые высадились где-то в Германии и задурили честным немцам голову своим психотронным оружием. А вот Сталин – это естественное продолжение русского империализма, который бросается то на Восток, то на Запад, принимает разные обличья от панславянства до тоталитарного коммунизма и никак не может успокоиться.
Но пришел час расплаты и жестокий тоталитаризм отступил под напором заново рожденной в бессмертных трудах Милана Кундеры, Адама Михника и Вацлава Гавела идеи Центральной Европы. Самиздат и… национальная кухня свергли коммунистов, они же сталинисты, они же русские, и все наконец-то встало на свои места. Да, Сталин, по мнению Дэвида и Мурхауза, разумеется, хуже Гитлера, поскольку последний правил Центральной Европой всего-то 7 лет, а русские целых 50. За то время "смелые люди, решившиеся заявить "нет" и Гитлеру, и Сталину, были стерты с лица земли" (с. 23).

Небезынтересна и антропология, которую исповедуют авторы "Микрокосмоса". Первая глава, русские армии генерала Конева приближаются к Бреслау. В городе паника, идет эвакуация. Целая страница посвящена переживаниям некоей беженки, которая в мороз прошла из города 20 километров пешком до соседнего города. Еще одна страница – об успешной эвакуации в Берлин из осажденного города сестры Евы Браун – Ильзе. И… ровно одна строка о расстреле всех заключенных концлагеря Дюхернфурт. Не сообщается ни слова о том, кто были эти люди. Ни слова об их судьбе. Ни слова об их страданиях. Ни одного имени. Просто и лаконично, как в протоколе: "узники Дюхернфурта были расстреляны". Что-то вроде "весь скот в бараке был полностью забит на мясо".

Из 650 страниц книги более 150 посвящены русско-советской угрозе, оккупации и борьбе с нею и ее последствиями. Не обошлось и без массовых изнасилований, причем не только немок. Отсюда же можно узнать, что Красной армией руководили прямо из НКВД и т.д. и т.п. Книга вообще начинается с главы об осаде Красной армией Бреслау, длившейся с 6 февраля по 6 мая 1945 года, в результате чего город, как утверждается, оказался на 80% разрушен. Есть документальные кадры, которые свидетельствуют иначе. Да, городу и вправду не поздоровилось, и он напоминает скорее Берлин 45-го. В конце концов, что следовало ожидать тем, кто окопался в "фестунге" и по приказу фюрера сражался до последнего патрона? Но до развалин не то что Сталинграда, но даже Варшавы Бреслау очень далеко.

В общем, надежда прочесть интересную книгу по urban history безнадежно увязла в пропагандистском болоте и сопутствующей клюкве.

По книге в 2002 году сняли документалку "Wrocław. Imiona miasta", ее можно посмотреть в ютюбе. Кстати, примерно половина ее посвящена "русской оккупации". Для пущего эффекта эта часть фильма полностью черно-белая. "Советские войска не щадили никого…"

Из смешного: книга издана неким фондом "За нашу и вашу свободу". Наверняка Лев Натанович руку приложил!

3 май, 2017 @ 09:34
Конец света - это не когда ты видишь гриб ядерного взрыва через кухонное окно со стаканом растворимого кофе в руках, а когда твои друзья тебе сообщают, что уселись смотреть сериал "Мост". Нет, сериал "Мост", особенно в оригинальной версии, однозначно хорош и атмосферен, как твой рабочий кабинет после того, как его покинул разъяренный шеф. Но смотреть его тогда, когда уже вообще все его видели - это что такие случилось в мире, что больше и посмотреть нечего? Даже ядерная бомба оставляет мгновенный, но неизгладимый след на сетчатке, а уж как она бодрит, в отличие от позавчерашнего сериала. Вы еще откройте для себя второй сезон "Прослушки" или пятый "Хауса".

В эту эпоху безвременья, когда все хорошие сериалы кончились или еще не начались, я с тяжелым сердцем вспоминаю великие сериалы, продолжения которых нас лишили негодяи-продюсеры, политически мотивированные владельцы кабельных каналов и недостаточно просвещенная публика. Это, во-первых, великий сериал "Босс" о приключениях мэра Чикаго Ричарда Дейли, это сериал "На грани" (The Brink) о некоторых особенностях американского империализма... а об остальных незаслуженно забытых сериалах мы погрустим вместе в каментах.

28 апр, 2017 @ 15:19
Вчера в метро наблюдал трогательную сцену встречи очень красивой девушки-интеллектуала с видимо школьной подругой. Вон они стоят в обнимку и улыбаясь, чуть не со слезами на глазах перешептываются: "... а у тебя? - А у меня на следующей неделе защита!" И под мышкой у интеллектуалки толстая книжка одного известного интеллектуала из Ленинграда. А я такой стою, на них смотрю, а в руках у меня планшет, а на планшете растения убивают зомби. И так мне стало стыдно, что я полез в рюкзак в поисках умной книжки, чтобы не казаться хотя бы себе лишним на этой сцене интеллектуальной трогательности, но вместо книжки в рюкзаке был только отраслевой журнал про вино. Хорошо, что интеллектуалка быстро покинула вагон.
Top of Page Разработано LiveJournal.com